Мы в соц сетях:
Группа Вконтакте | |
Аккаунт в Инстаграмм |
Контакты:
Адрес: Челябинск, Академика Королёва, 7Б
Телефоны: +79292707733
Расписание:
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
Официальный сайт www.montemir.ru
О нас:
Дорогие родители! Мы рады приветствовать вас в группе нашего Монтессори клуба "Мир Открытий"
В нашем клубе проводятся занятия по системе Монтессори для деток в группе "Вместе с мамой" и в группе "Toddler/ Я сам".
В Монтессори клубе «Мир Открытий» среда соразмерна ребенку. Ребенок с рождения познает мир, который его окружает. В нашем клубе дети находятся в специально организованном развивающем пространстве. Монтессори-материалы были разработаны с использованием научного подхода и совершенствовались на протяжении ста лет.
Чем «Мир Открытий» отличается от детского центра?
•Дети слышат и впитывают английский язык наравне с русским языком в группах «Я сам»
•Ребенок развивается согласно своему внутреннему потенциалу
•Сертифицированные Монтессори педагоги
•Методика Монтессори – это столетняя история успеха
•Здоровье сберегающая технология
В нашем клубе проводятся занятия по системе Монтессори для деток в группе "Вместе с мамой" и в группе "Toddler/ Я сам".
В Монтессори клубе «Мир Открытий» среда соразмерна ребенку. Ребенок с рождения познает мир, который его окружает. В нашем клубе дети находятся в специально организованном развивающем пространстве. Монтессори-материалы были разработаны с использованием научного подхода и совершенствовались на протяжении ста лет.
Чем «Мир Открытий» отличается от детского центра?
•Дети слышат и впитывают английский язык наравне с русским языком в группах «Я сам»
•Ребенок развивается согласно своему внутреннему потенциалу
•Сертифицированные Монтессори педагоги
•Методика Монтессори – это столетняя история успеха
•Здоровье сберегающая технология
Из нашей жизни:
Дата: 29 Июня
Спасибо за сегодняшний семинар на тему "Свобода и дисциплина". Получила огромное удовольствие от самого семинара. Узнала, что если к ребёнку правильно применять принцип свободы и дисциплины по Монтессори развивает такие качества как ответственность, самостоятельность, независимость, самоорганизованность. На семинаре говорилось, как мотивировать ребёнка к действию, например: убрать за собой игрушки,самим одеться и т.д. Жду последующих аналогично интересных семинаров.
Дата: 29 Июня
#мироткрытий
Дата: 26 Июня
Мы стремимся стать лучше и эффективнее!
ДРУЖНЫЙ ДОМ в Некрасово
На прошедших выходных состоялось уникальное для нашего города событие: лидеры ведущих российских Монтессори-площадок (Красноярск, Тюмень, Челябинск, Санкт-Петербург, Сочи, Ростов-на-Дону, Москва) собрались в стенах Дружного Дома послушать и впитать в себя энергию удивительного, мудрого и очень мощного управленца из Владивостока - Татьяну Вышину.
Татьяна, руководитель "Вершины" http://montessorivlad.ru, сегодня - член коллегии по развитию образования, созданной при мэрии г.Владивостока; член координационного совета по развитию негосударственного сектора образования Приморского края; один из 5 членов Правления Межрегиональной Монтессори Ассоциации (ММА) и руководитель Дальневосточного представительства ММА. Учредитель и идейный руководитель Частного общеобразовательного учреждения школы - детского сада "Вершины Монтессори". Учредитель ООО Региональный базовый Монтессори центр "Вершина". Разработчик и ведущий семинаров для директоров Монтессори центров " Эффективное управление - от слов - к делу".
За эти два дня я испытала палитру чувств: и вдохновение от личности Татьяны; и радость, что получилось собрать очень душевную группу руководителей со всей России; и напряжение от мысли, сколько еще предстоит сделать для развития Дружного Дома.
Пространство теперь заряжено! Будем развиваться!
Татьяна, руководитель "Вершины" http://montessorivlad.ru, сегодня - член коллегии по развитию образования, созданной при мэрии г.Владивостока; член координационного совета по развитию негосударственного сектора образования Приморского края; один из 5 членов Правления Межрегиональной Монтессори Ассоциации (ММА) и руководитель Дальневосточного представительства ММА. Учредитель и идейный руководитель Частного общеобразовательного учреждения школы - детского сада "Вершины Монтессори". Учредитель ООО Региональный базовый Монтессори центр "Вершина". Разработчик и ведущий семинаров для директоров Монтессори центров " Эффективное управление - от слов - к делу".
За эти два дня я испытала палитру чувств: и вдохновение от личности Татьяны; и радость, что получилось собрать очень душевную группу руководителей со всей России; и напряжение от мысли, сколько еще предстоит сделать для развития Дружного Дома.
Пространство теперь заряжено! Будем развиваться!
Дата: 20 Июня
Монтессори.Дети
КАК ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ С ДЕТЬМИ ДО 3 ЛЕТ
С малышами полутора‑двух лет часто бывает очень нелегко заниматься творчеством. Но если правильно подобрать материалы и организовать всё с учётом потребностей их возраста, то сразу становится намного легче и интереснее. Главное понимать, что в этом возрасте для ребёнка важен не результат, а сам процесс. Как рисовать, заниматься лепкой, делать аппликации и вырезать с малышами, читайте на нашем сайте: http://amp.gs/mR2y
С малышами полутора‑двух лет часто бывает очень нелегко заниматься творчеством. Но если правильно подобрать материалы и организовать всё с учётом потребностей их возраста, то сразу становится намного легче и интереснее. Главное понимать, что в этом возрасте для ребёнка важен не результат, а сам процесс. Как рисовать, заниматься лепкой, делать аппликации и вырезать с малышами, читайте на нашем сайте: http://amp.gs/mR2y
Дата: 18 Июня
Юрий Филёв
Как правильно говорить малышу «нельзя»?
Для родителей не секрет, что если детей не учить, что делать можно и что нельзя, то они могут сделать что-то опасное для себя или других, создадут вокруг себя беспорядок и сами же придут от него в замешательство. Когда мы говорим о свободе человека, мы подразумеваем разумное самоограничение, которое помогает ему избежать опасности, помех и реализовать задуманное.
Очевидно, что способность к такому самоконтролю не дана ребёнку при рождении, а развивается у него по мере того, как он сталкивается с ограничениями и пробует добиваться чего-то, вопреки всему, что его отвлекает.
Выделяют три уровня владения собой и послушания:
*****
1. Уровень следования за сиюминутными желаниями
Поначалу ребёнок не знает о существовании правил так же, как он не подозревает об опасностях, возможностях, свойствах мира. Но огромная потребность в развитии влечёт его к миру вокруг, заставляет искать и находить объекты для манипуляций, которые помогают ему научиться большему и лучше узнать мир вокруг. В этот момент помощь взрослого состоит в том, чтобы сформулировать правило в тот момент, когда в нём возникнет необходимость, сформулировать ясно, чётко, исполняемо и доброжелательно донести свою мысль до ребёнка. Однако даже столкнувшись с ограничениями, ребёнок поначалу не может их соблюдать, ему нужно не только информирование, но и помощь в следовании правилу или выполнении требования. Можно ввести какие-либо ритуалы или знаки, которые будут направлять ребёнка. Он ещё не слишком хорошо ориентируется во времени, поэтому доступные таймеры, будильники, сигналы, песочные часы, напоминания помогают разобраться в ситуации лучше.
*****
2. Уровень выполнения требования: если ребёнка просят сделать, то он делает
Даже этого уровня можно достичь, только если первый пройден хорошо, и человек получил достаточно любви и принятия. Тогда послушание приносит ему не только разочарование от отказа от чего-то, но и радость. Взрослый помогает ребёнку помнить и соблюдать правила, даёт возможность увидеть выгоду следования правилам. Увы, судя по всему, многие люди застревают где-то в промежутке между первым и вторым уровнями, поскольку при наличии развитой системы законов и полиции правонарушения всё-таки совершаются. Последнее время можно наблюдать печальную моду на пренебрежение правилами под маской высокой ценности креативности. Это ошибочное стремление пренебрегать границами там, где они вполне уместны, порождено непониманием того, что ограничения и дают свободу. Если человек даже взрослым продолжает считать, что источник дисциплины находится вовне, то ему трудно оставаться счастливым: он чувствует себя виноватым или нервничает, боясь разоблачения, если не соблюдает правила, или ощущает себя подавленным, страдает оттого, что его заставили делать что-то, чего он не хотел, когда правила соблюдаются.
*****
3. Уровень активной дисциплины, связанный с сознательным принятием ограничений как необходимого условия свободы
Соблюдение норм в этом случае вызывает преимущественно положительные эмоции. Человек понимает, зачем ему необходимо соблюдение правила, чем ему это полезно, что делает следование правилу фактически процессом достижения собственной цели. Соблюдение правил приносит удовлетворение, которое мы испытываем, добиваясь намеченного. В этом случае правило исполняется, даже если нет никакого надзора и наблюдения.
*****
Как подвести ребёнка к уровню активной дисциплины?
Чтобы установить правило или требование, важно чётко понять для себя, чего именно вы хотите от ребёнка; что вы готовы сделать, если ребёнок не послушается (действительно готовы, а не угрожаете этим, в надежде, что исполнять сказанное не придётся).
Сформулируйте требование предельно просто. Установите контакт с ребёнком: опуститесь на его уровень роста, установите контакт глаз, убедитесь, что ребёнок слушает вас. Доброжелательно, вежливо, с осознанием, что в эту минуту вы показываете ребёнку, как лучше всего вести себя в конфликте, сообщите ребёнку своё требование. Дайте время обдумать и понять сказанное вами.
Объясните варианты выбора. Чем ребёнок младше, тем объяснение короче. Интонация вашего обращения к ребёнку должна быть такой, какая и вам самим бы понравилась, если бы кто-то объяснял вам, что вы не можете делать того, что делаете или собирались. Помогите ребёнку сделать то, о чём просите. Допустим, вы предложили два варианта, один из которых подразумевал вашу помощь, например, «Ты выйдешь сам, или я тебе помогу выйти», выждали, и начали помогать, поскольку ребёнок не вышел. Этим вы признали за ребёнком выбор второго («помогу выйти») и исполняете свои слова, даже если ребёнок начинает обещать сделать сам. Наша задача помочь ему увидеть последствия своего решения и постоянство нашей реакции в повторяющейся ситуации. Выбор и его последствия не должны иметь ничего общего с наказанием, а наша твёрдость в следовании установленному правилу – с местью. Если ребёнок почувствует, что вы злорадствуете (я же говорила!..), то он справедливо обидится и не найдёт никакого позитивного опыта в соблюдении правил.
С маленькими детьми (и подростками, которые временами делаются очень похожими на тоддлеров из-за проблем с неравномерным гормональным развитием) важно свести правила к минимуму, чтобы легко было их помнить и соблюдать. Вводить правила лучше постепенно, так, чтобы переходить к освоению нового, добившись устойчивого исполнения предыдущего.
Таковы общие предпосылки эффективных способов требовать и устанавливать правила. Отметим ещё пару частных моментов. Слово «нельзя» лучше всего подходит для того, что в действительности невозможно или в вашей власти это не допустить. Если вы произнесли это слово, значит, вы берёте на себя ответственность за то, чтобы то, что вы запрещаете, и вправду не происходило. Если вы говорите «нельзя прыгать» ребёнку, который стоит у вас над головой в окне второго этажа – взлетайте и ловите его, если он всё же делает шаг. Вы взрослый, вы отвечаете за свои слова, и эта ответственность начинается с того, что вы не озвучиваете невыполнимого. Будьте честны с детьми. Вполне уместно сказать: «Я не хочу, чтобы ты… лил воду на ковёр», или «Я хочу, чтобы ковёр оставался сухим». Если ребёнок льёт воду на ковёр – у него всё хорошо, он исследует действие гравитации на жидкости и феномен впитывания. Нехорошо вам, и это вам известно, как долго потом ковёр будет хранить и распространять сырость. Вы взрослый, вы в ответе за всё и потому вправе сказать: «Я не разрешаю…». Не злоупотребляйте этим. Ребёнок и так знает, что вы умнее и могущественнее, лишний раз напоминать ему об этом не нужно. Но ни к чему и избегать прямых указаний на то, что вы источник правил, потому что это правда. Вы защищаете, заботитесь, делитесь знаниями, отвечаете за всё и имеете даже не право, а, скорее, обязанность разрешать и запрещать. Если проблема касается лично вас, вы можете честно сказать: «Мне не нравится, что ты…» или «Мне неприятно, когда…», например, когда меня дёргают за волосы, тыкают пальцем в глаз, кусают. Немедленно прекращайте опасное или вредное поведение. Если для этого нужно взять и перенести, снять откуда-нибудь ребёнка, вы делаете это. Если есть возможность, не забывайте предложить приемлемый вариант: «Я не разрешаю лить воду на ковёр, но ты можешь полить цветок». Дайте выбор: «Или ты поливаешь цветок, но не ковёр, или я заберу кувшин/закрою воду». Выбор: «Или ты поливаешь только цветок, или я тебя поставлю в угол» предоставляет неравноценные альтернативы. Ведь после того, как ребёнок лишился кувшина, он может заняться чем-то столь же интересным, как и выливание воды. Может быть, вы дадите ему поднос и губку, чтобы он посмотрел, как вода впитывается там, где вы можете ему это разрешить.
Во многих случаях требование как таковое можно опустить, и использовать конструкцию «Ты можешь…». Разумеется, это должно быть твёрдое предложение некоего способа, а не вопрос и не приказ. Поскольку это предложение возможного способа действий, ребёнок не обязан соглашаться с ним; зато если он следует такому совету, то необходимость в ограничении пропадает. Если нет – сформулируйте требование и две других альтернативы, раз от уже озвученной малыш фактически отказался. Например, в случае с кувшином воды можно прямо сказать ребёнку: «Ты можешь полить этой водой цветок», или даже «Ты можешь лить воду сюда и туда». Если ребёнок продолжает поливать ковёр, вы озвучиваете запрет: «Мы не поливаем ковёр, ты можешь вылить воду в раковину или ванну».
Важно правильно понимать смысл действий ребёнка. Если он страстно настойчив в отношении чего-либо, постарайтесь распознать, что именно так привлекает его, чтобы предоставить приемлемую альтернативу. Это же находка! Вы с ребёнком обнаружили какую-то грань опыта, которая сейчас нужна ему для развития, как никогда. Постарайтесь не упустить её! Если речь идёт о соблюдении режимных моментов – вовремя уйти, собраться – позаботьтесь о ритуалах, которые помогут ребёнку уложиться в сроки и будьте настойчивы, а терпение постарайтесь почерпнуть из понимания того, что для ребёнка ещё не очень-то ясно существует течение времени и структура расписания. Он правда не видит того же, что и вы. Ему очень поможет, если вы предупредите его о необходимости закончить что-то делать или уходить за некоторое время до того, как это нужно будет делать.
Если ребёнок снова и снова радостно нарушает запрет, он не стремится свести вас до срока в могилу, а скорее всего, рад убедиться в вашей надёжности. Если вы постоянны в своих требованиях – это успокаивает. На вас можно положиться, вам можно доверять. А если вы то разрешаете, то нет, то взрываетесь криком – непонятно, что вызывает каждую из разных реакций. Как это узнать? Проверить ещё сорок раз, конечно! Обеспечьте ребёнка постоянством требований, и вы почувствуете его благодарность, когда он сможет увериться в том, что защищён от опасностей вашими требованиями и заботой.
Автор: Анна Федосова, Монтессори-гид (AMI 0-3)
Для родителей не секрет, что если детей не учить, что делать можно и что нельзя, то они могут сделать что-то опасное для себя или других, создадут вокруг себя беспорядок и сами же придут от него в замешательство. Когда мы говорим о свободе человека, мы подразумеваем разумное самоограничение, которое помогает ему избежать опасности, помех и реализовать задуманное.
Очевидно, что способность к такому самоконтролю не дана ребёнку при рождении, а развивается у него по мере того, как он сталкивается с ограничениями и пробует добиваться чего-то, вопреки всему, что его отвлекает.
Выделяют три уровня владения собой и послушания:
*****
1. Уровень следования за сиюминутными желаниями
Поначалу ребёнок не знает о существовании правил так же, как он не подозревает об опасностях, возможностях, свойствах мира. Но огромная потребность в развитии влечёт его к миру вокруг, заставляет искать и находить объекты для манипуляций, которые помогают ему научиться большему и лучше узнать мир вокруг. В этот момент помощь взрослого состоит в том, чтобы сформулировать правило в тот момент, когда в нём возникнет необходимость, сформулировать ясно, чётко, исполняемо и доброжелательно донести свою мысль до ребёнка. Однако даже столкнувшись с ограничениями, ребёнок поначалу не может их соблюдать, ему нужно не только информирование, но и помощь в следовании правилу или выполнении требования. Можно ввести какие-либо ритуалы или знаки, которые будут направлять ребёнка. Он ещё не слишком хорошо ориентируется во времени, поэтому доступные таймеры, будильники, сигналы, песочные часы, напоминания помогают разобраться в ситуации лучше.
*****
2. Уровень выполнения требования: если ребёнка просят сделать, то он делает
Даже этого уровня можно достичь, только если первый пройден хорошо, и человек получил достаточно любви и принятия. Тогда послушание приносит ему не только разочарование от отказа от чего-то, но и радость. Взрослый помогает ребёнку помнить и соблюдать правила, даёт возможность увидеть выгоду следования правилам. Увы, судя по всему, многие люди застревают где-то в промежутке между первым и вторым уровнями, поскольку при наличии развитой системы законов и полиции правонарушения всё-таки совершаются. Последнее время можно наблюдать печальную моду на пренебрежение правилами под маской высокой ценности креативности. Это ошибочное стремление пренебрегать границами там, где они вполне уместны, порождено непониманием того, что ограничения и дают свободу. Если человек даже взрослым продолжает считать, что источник дисциплины находится вовне, то ему трудно оставаться счастливым: он чувствует себя виноватым или нервничает, боясь разоблачения, если не соблюдает правила, или ощущает себя подавленным, страдает оттого, что его заставили делать что-то, чего он не хотел, когда правила соблюдаются.
*****
3. Уровень активной дисциплины, связанный с сознательным принятием ограничений как необходимого условия свободы
Соблюдение норм в этом случае вызывает преимущественно положительные эмоции. Человек понимает, зачем ему необходимо соблюдение правила, чем ему это полезно, что делает следование правилу фактически процессом достижения собственной цели. Соблюдение правил приносит удовлетворение, которое мы испытываем, добиваясь намеченного. В этом случае правило исполняется, даже если нет никакого надзора и наблюдения.
*****
Как подвести ребёнка к уровню активной дисциплины?
Чтобы установить правило или требование, важно чётко понять для себя, чего именно вы хотите от ребёнка; что вы готовы сделать, если ребёнок не послушается (действительно готовы, а не угрожаете этим, в надежде, что исполнять сказанное не придётся).
Сформулируйте требование предельно просто. Установите контакт с ребёнком: опуститесь на его уровень роста, установите контакт глаз, убедитесь, что ребёнок слушает вас. Доброжелательно, вежливо, с осознанием, что в эту минуту вы показываете ребёнку, как лучше всего вести себя в конфликте, сообщите ребёнку своё требование. Дайте время обдумать и понять сказанное вами.
Объясните варианты выбора. Чем ребёнок младше, тем объяснение короче. Интонация вашего обращения к ребёнку должна быть такой, какая и вам самим бы понравилась, если бы кто-то объяснял вам, что вы не можете делать того, что делаете или собирались. Помогите ребёнку сделать то, о чём просите. Допустим, вы предложили два варианта, один из которых подразумевал вашу помощь, например, «Ты выйдешь сам, или я тебе помогу выйти», выждали, и начали помогать, поскольку ребёнок не вышел. Этим вы признали за ребёнком выбор второго («помогу выйти») и исполняете свои слова, даже если ребёнок начинает обещать сделать сам. Наша задача помочь ему увидеть последствия своего решения и постоянство нашей реакции в повторяющейся ситуации. Выбор и его последствия не должны иметь ничего общего с наказанием, а наша твёрдость в следовании установленному правилу – с местью. Если ребёнок почувствует, что вы злорадствуете (я же говорила!..), то он справедливо обидится и не найдёт никакого позитивного опыта в соблюдении правил.
С маленькими детьми (и подростками, которые временами делаются очень похожими на тоддлеров из-за проблем с неравномерным гормональным развитием) важно свести правила к минимуму, чтобы легко было их помнить и соблюдать. Вводить правила лучше постепенно, так, чтобы переходить к освоению нового, добившись устойчивого исполнения предыдущего.
Таковы общие предпосылки эффективных способов требовать и устанавливать правила. Отметим ещё пару частных моментов. Слово «нельзя» лучше всего подходит для того, что в действительности невозможно или в вашей власти это не допустить. Если вы произнесли это слово, значит, вы берёте на себя ответственность за то, чтобы то, что вы запрещаете, и вправду не происходило. Если вы говорите «нельзя прыгать» ребёнку, который стоит у вас над головой в окне второго этажа – взлетайте и ловите его, если он всё же делает шаг. Вы взрослый, вы отвечаете за свои слова, и эта ответственность начинается с того, что вы не озвучиваете невыполнимого. Будьте честны с детьми. Вполне уместно сказать: «Я не хочу, чтобы ты… лил воду на ковёр», или «Я хочу, чтобы ковёр оставался сухим». Если ребёнок льёт воду на ковёр – у него всё хорошо, он исследует действие гравитации на жидкости и феномен впитывания. Нехорошо вам, и это вам известно, как долго потом ковёр будет хранить и распространять сырость. Вы взрослый, вы в ответе за всё и потому вправе сказать: «Я не разрешаю…». Не злоупотребляйте этим. Ребёнок и так знает, что вы умнее и могущественнее, лишний раз напоминать ему об этом не нужно. Но ни к чему и избегать прямых указаний на то, что вы источник правил, потому что это правда. Вы защищаете, заботитесь, делитесь знаниями, отвечаете за всё и имеете даже не право, а, скорее, обязанность разрешать и запрещать. Если проблема касается лично вас, вы можете честно сказать: «Мне не нравится, что ты…» или «Мне неприятно, когда…», например, когда меня дёргают за волосы, тыкают пальцем в глаз, кусают. Немедленно прекращайте опасное или вредное поведение. Если для этого нужно взять и перенести, снять откуда-нибудь ребёнка, вы делаете это. Если есть возможность, не забывайте предложить приемлемый вариант: «Я не разрешаю лить воду на ковёр, но ты можешь полить цветок». Дайте выбор: «Или ты поливаешь цветок, но не ковёр, или я заберу кувшин/закрою воду». Выбор: «Или ты поливаешь только цветок, или я тебя поставлю в угол» предоставляет неравноценные альтернативы. Ведь после того, как ребёнок лишился кувшина, он может заняться чем-то столь же интересным, как и выливание воды. Может быть, вы дадите ему поднос и губку, чтобы он посмотрел, как вода впитывается там, где вы можете ему это разрешить.
Во многих случаях требование как таковое можно опустить, и использовать конструкцию «Ты можешь…». Разумеется, это должно быть твёрдое предложение некоего способа, а не вопрос и не приказ. Поскольку это предложение возможного способа действий, ребёнок не обязан соглашаться с ним; зато если он следует такому совету, то необходимость в ограничении пропадает. Если нет – сформулируйте требование и две других альтернативы, раз от уже озвученной малыш фактически отказался. Например, в случае с кувшином воды можно прямо сказать ребёнку: «Ты можешь полить этой водой цветок», или даже «Ты можешь лить воду сюда и туда». Если ребёнок продолжает поливать ковёр, вы озвучиваете запрет: «Мы не поливаем ковёр, ты можешь вылить воду в раковину или ванну».
Важно правильно понимать смысл действий ребёнка. Если он страстно настойчив в отношении чего-либо, постарайтесь распознать, что именно так привлекает его, чтобы предоставить приемлемую альтернативу. Это же находка! Вы с ребёнком обнаружили какую-то грань опыта, которая сейчас нужна ему для развития, как никогда. Постарайтесь не упустить её! Если речь идёт о соблюдении режимных моментов – вовремя уйти, собраться – позаботьтесь о ритуалах, которые помогут ребёнку уложиться в сроки и будьте настойчивы, а терпение постарайтесь почерпнуть из понимания того, что для ребёнка ещё не очень-то ясно существует течение времени и структура расписания. Он правда не видит того же, что и вы. Ему очень поможет, если вы предупредите его о необходимости закончить что-то делать или уходить за некоторое время до того, как это нужно будет делать.
Если ребёнок снова и снова радостно нарушает запрет, он не стремится свести вас до срока в могилу, а скорее всего, рад убедиться в вашей надёжности. Если вы постоянны в своих требованиях – это успокаивает. На вас можно положиться, вам можно доверять. А если вы то разрешаете, то нет, то взрываетесь криком – непонятно, что вызывает каждую из разных реакций. Как это узнать? Проверить ещё сорок раз, конечно! Обеспечьте ребёнка постоянством требований, и вы почувствуете его благодарность, когда он сможет увериться в том, что защищён от опасностей вашими требованиями и заботой.
Автор: Анна Федосова, Монтессори-гид (AMI 0-3)
Дата: 4 Июня
Концентрация это важный элемент в работе детей, который мы старательно бережем.
Наблюдая свободную работу детей в специально подготовленной среде, Мария Монтессори столкнулась с феноменом концентрации (поляризации) внимания, когда какое-то действие настолько захватывает ребенка, что он перестает реагировать на что-либо вокруг.
Изменения, происходящие с ребенком, пользующимся возможностью самостоятельно выбирать себе работу и практиковаться в ней столько, сколько это необходимо именно ему, с полной самоотдачей, с максимальной концентрацией, называют нормализации. Нормализация «по Монтессори» – это не попытка искусственно привести ребенка к придуманной и установленной кем-то норме, это процесс установления и проявления внутренней гармонии, внутреннего порядка, присущего человеку от природы.
Мария Монтессори называла это явление «самым важным результатом нашей работы»: «Только «нормализованные» дети, которым помогает окружающая обстановка, демонстрируют в своем последующем развитии те удивительные способности, которые мы описываем: спонтанную дисциплину, непрерывную и радостную работу, чувство взаимопомощи и сострадания» (М.Монтессори «Впитывающий разум ребенка», гл.19)
Наблюдая свободную работу детей в специально подготовленной среде, Мария Монтессори столкнулась с феноменом концентрации (поляризации) внимания, когда какое-то действие настолько захватывает ребенка, что он перестает реагировать на что-либо вокруг.
Изменения, происходящие с ребенком, пользующимся возможностью самостоятельно выбирать себе работу и практиковаться в ней столько, сколько это необходимо именно ему, с полной самоотдачей, с максимальной концентрацией, называют нормализации. Нормализация «по Монтессори» – это не попытка искусственно привести ребенка к придуманной и установленной кем-то норме, это процесс установления и проявления внутренней гармонии, внутреннего порядка, присущего человеку от природы.
Мария Монтессори называла это явление «самым важным результатом нашей работы»: «Только «нормализованные» дети, которым помогает окружающая обстановка, демонстрируют в своем последующем развитии те удивительные способности, которые мы описываем: спонтанную дисциплину, непрерывную и радостную работу, чувство взаимопомощи и сострадания» (М.Монтессори «Впитывающий разум ребенка», гл.19)
Дата: 31 Мая
Психолог, тренер, ведущая групп КРАСНОДАР
В ЗАЛОЖНИКАХ У РЕБЁНКА: ОТВЕТ ТЕОРИИ ПРИВЯЗАННОСТИ
Меня теория привязанности завораживает тем, что позволяет понять, как получается, что из крошечного существа, которое абсолютно зависимо, абсолютно не может о себе позаботиться, не имеет никакой свободы выбора, вырастает самостоятельный человек, обладающий сложной психикой, ценностями, нравственностью, огромным количеством автономии.
Как тайные колёсики крутятся, как переливается что-то между внутренними колбочками, что забота родителей превращается в самостоятельность?
Теория привязанности говорит о том, как важен для ребёнка взрослый, но она нигде не утверждает, что для взрослого важен только ребёнок. Она учит относиться к ребёнку как к ценности, но не предлагает родителя считать лишь средством.
Согласно теории привязанности, взрослый приводит ребёнка в мир, обещая ему свою любовь, защиту и заботу – но не удовлетворение всех желаний и полное отсутствие неприятных переживаний.
Вы имеете право жить свою жизнь, а ребёнок должен к вашему способу жить приспособиться. Именно на это работают его инстинкты, его мощная программа поведения следования – быть со своим взрослым, ориентироваться на него, считать хорошим и правильным всё, что считает хорошим и правильным взрослый, жить в его доме, есть его пищу, говорить на его языке, вести его образ жизни.
При этом вы имеете право уходить по делам, а ваш ребёнок имеет право из-за этого расстраиваться. И вы не обязаны оставаться дома, чтобы он не расстраивался, как и он не обязан делать вид, что его это устраивает.
Вы имеете право заводить новых детей, а ребёнок имеет право ревновать к ним. Вы не обязаны отказывать себе в расширении семьи, чтобы он мог оставаться единственным, но и ребёнок не обязан делать вид, что ему всё нравится.
Вы имеете право развестись с супругом, а ребёнок имеет право страдать из-за этого. Вы не обязаны жить в постылом браке, чтобы он не страдал, но и он не обязан глотать свои чувства.
Вы имеете право изменить место жительства и образ жизни, и ребёнок имеет право протестовать и скучать по привычному. Вы не обязаны отказываться от своих планов и целей, чтобы обеспечить ему неизменность, но и он не обязан делать вид, что для него это просто.
Так это устроено. Мы заводим детей, а не дети нас. Мы живём свою жизнь, им приходится приспосабливаться, как когда-то мы приспосабливались к жизни своих родителей. Наши родители переезжали, меняли работы, беднели и богатели, рожали новых детей, разводились и женились. Некоторые из этих изменений мы вспоминаем с радостью, другие – с болью, третьи были сначала ужасны, но потом оказалось, что много нам дали. Но в целом мы справились. Природа оснастила человеческих детёнышей достаточной гибкостью, чтобы им было под силу адаптироваться почти ко всему. В каких только условиях не растут дети, с какими только передрягами не сталкиваются семьи. Иногда вы не можете выбирать, иногда выбираете – так или иначе, пока ребёнок мал, он к вам привязан и будет следовать по жизненному пути вместе с вами, какие бы повороты и буераки на нём ни встречались.
Вы имеете право жить так, как считаете нужным или как позволяют обстоятельства, дети имеют право быть недовольны, но как родитель вы обязаны помочь им адаптироваться. Чтобы буераки и повороты проходили для ребёнка помягче, а если станет невмоготу – чтобы он мог поплакать у вас на руках и не услышать в ответ «как тебе не стыдно», «всё это ради тебя» или «нам и без твоего нытья тошно».
Теория привязанности требует от родителя быть с ребёнком – не в том смысле, что физически быть неотлучно и подчинить ему свою жизнь, а в том, чтобы быть с ним в постоянной эмоциональной связи, чтобы он знал, что он есть у вас, а вы у него, чтобы чувствовал себя любимым и принятым. И никто не знает точно, сколько именно часов в день для этого необходимо, и на сколько точно дней можно разлучиться, чтобы не нарушить связь. Не существует универсального рецепта. Можно сидеть с ребёнком дома всё его детство, занимаясь только им, но хороших отношений не создать. А можно воспитывать его редкими письмами из тюрьмы, как приходилось в своё время многим нашим согражданам, и дать ему чувство любви и тепла на всю остальную жизнь.
Быть родителем – это и значит всё время заботиться о том, чтобы сохранять отношения, в каких бы обстоятельствах вы и ребёнок ни оказались. Для ребёнка важнее, хочет ли родитель с ним быть, рад ли этой возможности – или считает его обузой и ждёт только шанса «отвязаться». Ребёнку важно знать, что если серьёзно понадобится – родитель отложит ради него все дела, но ему не нужно, чтобы никаких дел, кроме него, вовсе не было. Уверенность в том, что ты важен, нужен и любим важнее, чем количество проведённых вместе часов. Теория привязанности говорит про отношения, а не про распорядок дня.
Взрослый, который чувствует себя заложником при ребёнке, несчастной жертвой, принесённой на алтарь родительства, не сможет выстроить хорошую привязанность. Ведь привязанность – это отношения взрослого, доминирующей заботливой особи, и ребёнка, особи зависимой и доверяющей. Взрослый должен быть сильным и свободным, должен быть хозяином самого себя и своей жизни – только тогда ребёнку будет рядом с ним спокойно.
(с) Людмила Петрановская
Меня теория привязанности завораживает тем, что позволяет понять, как получается, что из крошечного существа, которое абсолютно зависимо, абсолютно не может о себе позаботиться, не имеет никакой свободы выбора, вырастает самостоятельный человек, обладающий сложной психикой, ценностями, нравственностью, огромным количеством автономии.
Как тайные колёсики крутятся, как переливается что-то между внутренними колбочками, что забота родителей превращается в самостоятельность?
Теория привязанности говорит о том, как важен для ребёнка взрослый, но она нигде не утверждает, что для взрослого важен только ребёнок. Она учит относиться к ребёнку как к ценности, но не предлагает родителя считать лишь средством.
Согласно теории привязанности, взрослый приводит ребёнка в мир, обещая ему свою любовь, защиту и заботу – но не удовлетворение всех желаний и полное отсутствие неприятных переживаний.
Вы имеете право жить свою жизнь, а ребёнок должен к вашему способу жить приспособиться. Именно на это работают его инстинкты, его мощная программа поведения следования – быть со своим взрослым, ориентироваться на него, считать хорошим и правильным всё, что считает хорошим и правильным взрослый, жить в его доме, есть его пищу, говорить на его языке, вести его образ жизни.
При этом вы имеете право уходить по делам, а ваш ребёнок имеет право из-за этого расстраиваться. И вы не обязаны оставаться дома, чтобы он не расстраивался, как и он не обязан делать вид, что его это устраивает.
Вы имеете право заводить новых детей, а ребёнок имеет право ревновать к ним. Вы не обязаны отказывать себе в расширении семьи, чтобы он мог оставаться единственным, но и ребёнок не обязан делать вид, что ему всё нравится.
Вы имеете право развестись с супругом, а ребёнок имеет право страдать из-за этого. Вы не обязаны жить в постылом браке, чтобы он не страдал, но и он не обязан глотать свои чувства.
Вы имеете право изменить место жительства и образ жизни, и ребёнок имеет право протестовать и скучать по привычному. Вы не обязаны отказываться от своих планов и целей, чтобы обеспечить ему неизменность, но и он не обязан делать вид, что для него это просто.
Так это устроено. Мы заводим детей, а не дети нас. Мы живём свою жизнь, им приходится приспосабливаться, как когда-то мы приспосабливались к жизни своих родителей. Наши родители переезжали, меняли работы, беднели и богатели, рожали новых детей, разводились и женились. Некоторые из этих изменений мы вспоминаем с радостью, другие – с болью, третьи были сначала ужасны, но потом оказалось, что много нам дали. Но в целом мы справились. Природа оснастила человеческих детёнышей достаточной гибкостью, чтобы им было под силу адаптироваться почти ко всему. В каких только условиях не растут дети, с какими только передрягами не сталкиваются семьи. Иногда вы не можете выбирать, иногда выбираете – так или иначе, пока ребёнок мал, он к вам привязан и будет следовать по жизненному пути вместе с вами, какие бы повороты и буераки на нём ни встречались.
Вы имеете право жить так, как считаете нужным или как позволяют обстоятельства, дети имеют право быть недовольны, но как родитель вы обязаны помочь им адаптироваться. Чтобы буераки и повороты проходили для ребёнка помягче, а если станет невмоготу – чтобы он мог поплакать у вас на руках и не услышать в ответ «как тебе не стыдно», «всё это ради тебя» или «нам и без твоего нытья тошно».
Теория привязанности требует от родителя быть с ребёнком – не в том смысле, что физически быть неотлучно и подчинить ему свою жизнь, а в том, чтобы быть с ним в постоянной эмоциональной связи, чтобы он знал, что он есть у вас, а вы у него, чтобы чувствовал себя любимым и принятым. И никто не знает точно, сколько именно часов в день для этого необходимо, и на сколько точно дней можно разлучиться, чтобы не нарушить связь. Не существует универсального рецепта. Можно сидеть с ребёнком дома всё его детство, занимаясь только им, но хороших отношений не создать. А можно воспитывать его редкими письмами из тюрьмы, как приходилось в своё время многим нашим согражданам, и дать ему чувство любви и тепла на всю остальную жизнь.
Быть родителем – это и значит всё время заботиться о том, чтобы сохранять отношения, в каких бы обстоятельствах вы и ребёнок ни оказались. Для ребёнка важнее, хочет ли родитель с ним быть, рад ли этой возможности – или считает его обузой и ждёт только шанса «отвязаться». Ребёнку важно знать, что если серьёзно понадобится – родитель отложит ради него все дела, но ему не нужно, чтобы никаких дел, кроме него, вовсе не было. Уверенность в том, что ты важен, нужен и любим важнее, чем количество проведённых вместе часов. Теория привязанности говорит про отношения, а не про распорядок дня.
Взрослый, который чувствует себя заложником при ребёнке, несчастной жертвой, принесённой на алтарь родительства, не сможет выстроить хорошую привязанность. Ведь привязанность – это отношения взрослого, доминирующей заботливой особи, и ребёнка, особи зависимой и доверяющей. Взрослый должен быть сильным и свободным, должен быть хозяином самого себя и своей жизни – только тогда ребёнку будет рядом с ним спокойно.
(с) Людмила Петрановская
Дата: 4 Мая
Монтессори-Школа "Алиса"
Счастливое детство))
Родители, а Вы готовы предоставить своему ребенку такую возможность?
Родители, а Вы готовы предоставить своему ребенку такую возможность?
Дата: 29 Апреля
ВОЗРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ!
МУЛЬТФИЛЬМ «МАЛЕНЬКИЙ ЛИСЁНОК»
Маленький Лисёнок — главный герой восьми мультфильмов студии «Экран». Лисёнок, как и положено ребёнку, открывает для себя мир, а заодно проявляет такие черты характера, как доброта, отзывчивость, храбрость, любознательность.
Маленький Лисёнок. 1-я серия. Сказка о старом эхо (1989)
Маленький Лисёнок. 2-я серия. Земляничный дождик (1990)
Маленький Лисёнок. 3-я серия. Мотылёк (1991)
Маленький Лисёнок. 4-я серия. Туман из Лондона (1992)
Маленький Лисёнок. 5-я серия. Эй, на том берегу! (1992)
Маленький Лисёнок. 6-я серия. Еловое яблоко (1993)
Маленький Лисёнок. 7-я серия. Лунная дорожка (1994)
Маленький Лисёнок. 8-я серия. Летний снеговик (1994)
ВОЗРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ!
Маленький Лисёнок — главный герой восьми мультфильмов студии «Экран». Лисёнок, как и положено ребёнку, открывает для себя мир, а заодно проявляет такие черты характера, как доброта, отзывчивость, храбрость, любознательность.
Маленький Лисёнок. 1-я серия. Сказка о старом эхо (1989)
Маленький Лисёнок. 2-я серия. Земляничный дождик (1990)
Маленький Лисёнок. 3-я серия. Мотылёк (1991)
Маленький Лисёнок. 4-я серия. Туман из Лондона (1992)
Маленький Лисёнок. 5-я серия. Эй, на том берегу! (1992)
Маленький Лисёнок. 6-я серия. Еловое яблоко (1993)
Маленький Лисёнок. 7-я серия. Лунная дорожка (1994)
Маленький Лисёнок. 8-я серия. Летний снеговик (1994)
ВОЗРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ!
Елена Харитонова
Дата: 21 Апреля
Людмила Шабельник
9 шагов к спокойной и радостной жизни с детьми
9 шагов к спокойной и радостной жизни с детьми
semeynoe.com Дата: 17 Апреля
Дети - это подарок от Бога!
КРАСИВЫЙ ПОЧЕРК У РЕБЕНКА - ЭТО ТАК ПРОСТО!
Выпускники Монтессори-групп славятся своим хорошим почерком и развитыми пальчиками. Давайте и мы прибегнем к этой методике! А начинать мы будем, когда малышу исполнится 1 годик, используя для игр подручные средства. Ну кто бы мог подумать, что некоторые повседневные предметы могут сослужить хорошую службу в развитии крохи!
Для малышей от 1 года до 3 лет
- Упражнения с газетными шариками.
Прекрасный игровой материал для годовалого крохи! Оторвите пару полосок от ненужной газеты и на глазах малыша нарвите много маленьких кусочков. Если малышу уже есть 1,5 года, он с удовольствием будет рвать газету вместе с вами. Но! Рвем полосочки правильно. Обычно малыши тянут бумагу в разные стороны, но так она не всегда рвется. Покажем малышу, как нужно взяться пальчиками левой руки за верхнюю часть бумажки, а пальчиками правой также сверху будем тянуть к себе. Легко и просто! Ну а теперь учимся катать маленькие шарики из оторванных кусочков. Годовичок не накатает вам много, ну и пусть. Зато малыши от 2 до 3 лет делают прекрасные тугие газетные шарики, из которых потом можно сделать оригинальную поделку. Нарисуйте на листе бумаги овечку, а на туловище наклейте вместе с малышом готовые шарики. Вот и шерсть у овечки готова!
- Упражнения с пипеткой.
Любимейшее занятие большинства малышей! Налейте в маленькую емкость воды, можно подкрашенной, для особого интереса. Покажите крохе, как надо держать пипетку: двумя пальчиками, а при опускании в воду, пальчики надо медленно разжать, но не отпускать резиновый наконечник. Малыш своими глазами видит, как вода затягивается в пипетку. Затем переносим пипетку с водой в пустую емкость, нажимаем на резиновый кончик – перелили! Хорошо, если пипеток будет много: с более тугими наконечниками, большие и маленькие, разноцветные, например, от лекарств.
- Упражнения с пластилином и кнопками.
Очень напрасно многие мамочки избегают давать малышам пластилин. Аргумент «А он все перепачкает!» не проходит в доме, где есть маленький ребенок. Ведь это его обязанность – все пачкать вокруг! Как иначе познать мир, как обрести навык, если запрещается упражняться в нем? А при упражнении ошибки неизбежны. Вот вам и пролитая вода, и рассыпанная гречка и измазанные пластилином ручонки. Пластилин, тем не менее, очень полезный материал для малышей от 1 года. Если у вас несколько деток, и убирать квартиру действительно сложно, воспользуйтесь пластилином, от которого не остается следов. Обычно он более ярких цветов и легко мнется. Вместе с малышом расположитесь за столом, подстелите подкладочку. Накатайте из пластилина несколько ярких маленьких шариков. «Смотри, будем блинчики делать». Положите шарик на листок бумаги и указательным пальцем надавите на него. Потом следующий шарик. Конечно, крохе тоже захочется попробовать – вот и отлично! Прекрасное упражнение для мелкой мускулатуры указательных пальчиков.Деткам постарше можно предложить украсить шариками новогоднюю елку. Вырежьте из зеленой бумаги елочку и наклейте на лист бумаги.Наши пластилиновые шарики (которые, кстати, может уже катать и сам малыш) прилепляем на «ветках» елочки и надавливаем пальчиком. Вот и украсили елку! Пластилин также можно размазывать по листу бумаги не только указательным пальчиком, но и остальными: получаются «дорожки», «заборчики», «медузы», «звезды» и просто красивые узоры, в которых смешались несколько цветов. Еще вариант: размазываем пластилин по небольшому кусочку бумаги (лучше вместе с малышом, а то он один быстро устанет и потеряет интерес к работе). Затем берем ручку с использованным стержнем или стек (пластмассовый ножичек для работы с пластилином) и рисуем на пластилиновом фоне все, что захотим. А если малыш уже знает буквы – то пишем известные буковки. Очень оригинальная работа получается – и исправлять ошибки легко. А для разнообразия можно дать малышу втыкать канцелярские кнопки с цветными наконечниками в кусок пенопласта. Для годовалых – просто втыкать, а для 2-3 леток уже втыкать по заданному контуру, например, домика, машинки, солнышка. Малыши обожают работать с кнопками, что прекрасно, потому что таким образом мы обезопасим их от травм. Ведь когда ребенок знает назначение предмета, то есть, что с ним нужно делать, он почти никогда не использует его неадекватно. Конечно, с кнопками кроха должен работать под присмотром взрослых.
- Упражнения с карандашом.
Бесценная вещь для развития руки – обыкновенный карандаш с гранями. Уже с года вы можете учить своего маленького карапуза катать карандаш, зажав его между ладоней. Просто? А вы попробуйте, когда ручки еще не слушаются вас, и все сыпется на пол! Грани карандаша хорошо активизируют нервные окончания ладоней и пальцев рук, разогревают руки, подготавливая их к последующей работе, более тонкой. Карандаш можно катать ладонью по полу или столу – это тоже не так-то просто. А если малыш уже запросто это делает, то пусть возьмется пальчиками обеих рук за кончики карандаша (горизонтально) и покрутит их пальцами. Знаете, как развивает координацию рук и глаз! А можно просто подержать карандаш за концы указательными пальцами. Посоревнуйтесь – кто сумеет это сделать быстро и удержать долго, например, на ходу?
- Упражнения с мячиками, мягкими и колючими.
Такие мячики желательно иметь в «развивающем арсенале» любой мамы. Купить их не составит труда, например, в магазинах «Корма и игрушки для животных». Пускай у вас будет целый набор таких массажных мячиков: мячики – ежики ( с резиновыми выступающими «колючкми») разных размеров, мягкие резиновые мячики разной упругости и размеров. Во-первых, их можно просто мять в руках, катать между ладоней. Мягкий упругий мячик можно сжимать не только в ладошке, но и пальчиками одной руки, что сложно для малыша, требует физических усилий.Пусть сожмет такой мячик большим и указательным пальцем. Получилось? Молодец! А теперь – большим и средним, большим и безымянным. Конечно, последние упражнения подходят для «тренированных» деток 3 лет и старше. С колючими мячиками можно играть и с годовалым крохой. Найдите банку с отверстием в крышке. Отверстие должно быть чуть-чуть меньше диаметра колючего мячика, чтобы он с трудом проталкивался. Предложите малышу затолкать «ежиков» в баночку, покажите ему. Увидите – это настолько увлекательное занятие для крохи ( и, кстати, абсолютно безопасное!), что вы успеете переделать все домашние дела и отдохнуть в тишине. А малыш тем временем активизирует нервные окончания пальчиков рук. Только «ежиков» купите побольше и сделайте так, чтобы крышка и банки легко снималась – тогда малыш сможет повторять всю операцию снова и снова без вашей помощи.
Для ребят от 3 до 6 лет
- Упражнения с канцелярской резинкой.
Очень интересно наблюдать, как ребята 5-6-ти лет с удовольствием делают все вышеперечисленные упражнения для 2-хлеток. Мало кто из ребят-дошкольников имеет возможность поиграть в такие игры, а ведь они очень полезны, при всей своей простоте. Что же говорить об играх, придуманных специально для их возраста! Загораются глаза, руки тянутся попробовать поиграть с… обыкновенной канцелярской резинкой, той самой, которой мы привыкли скреплять рулон бумаги или запечатывать пакет, или хранить вместе счетные палочки. Возьмите такую резинку и наденьте ее на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает ее в стороны при помощи пальцев. Если длинновато – намотайте на пальцы 2 раза, чтобы укоротить. Если получилось на одной руке, пробуем на другой, а потом – на обеих сразу. С резинкой можно играть и по-другому. Помните наши кнопки на пенопласте? Втыкаем кнопки по контуру, например, машинки. А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получился силуэт машинки! Таким же образом можно выучить названия и изображения разных геометрических фигур: пускай малыш натянет резинку на кнопки, воткнутые в вершины треугольника или трапеции. Какая фигура получилась? Не запомнит с первого раза – ничего страшного. Потихоньку непривычные названия фигур станут знакомыми и узнаваемыми.
- Упражнения за столом (пальцы прижаты к столу)
Если вы находитесь не дома, а например, в очереди в поликлинику или в долгой поездке, вам несложно будет занять своего малыша.Есть рядом ровная поверхность? Отлично! Положите ладонь на стол или другую поверхность. По очереди поднимайте пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной рукой, а потом одновременно обеими. Очень полезно при этом ритмично, одновременно с поднятым пальчиком, проговаривать слоги с разными « трудными» звуками: СА-СА-СА-СА-СА. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ. Если ваш малыш занимается с логопедом, это поможет ему быстрее закрепить в речи поставленный звук. Именно сочетая движения пальчиков и движения артикуляционного аппарата, вы можете существенно ускорить процесс исправления речи малыша. Также сидя за столом, можно поупражняться в разведении пальцев врозь и сведение вместе (ладошки на столе!). Все нейропсихологии рекомендуют регулярно проводить упражнение “кулак-ладонь-ребро”. Рука малыша поочередно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, потом ложится ладонью на стол, а потом- встает на ребро. Именно в такой строгой последовательности и выполняется сначала правой, затем левой рукой до тех пор, пока ребенок не перестанет ошибаться в последовательности движений. Это упражнение бесценно для формирования межполушарных связей, при помощи которых мы, собственно, и обучаемся.
- Упражнения в стакане с пшеном.
Устали занимать своего непоседу? Не прогоняйте его с кухни – усадите за стол и дайте стаканчик с пшеном. Пусть малыш «варит кашку», то есть указательным пальчиком руки мешает пшено в стаканчике. Условие: кисть руки не должна двигаться, только пальчик! Затем можно покрутить средним пальчиком, а вот безымянным пусть попробует – получится ли?
- Упражнения с гречкой или чечевицей.
Именно эти крупы имеют острые грани, которые необходимы нам для активизации нервных окончаний пальчиков. Для начала пускай малыш вволю навозится с этими крупами: ребятам так нравится набирать их в горсть, пропускать сквозь пальцы, перебирать в руках. Вероятно, эти ощущения очень приятны, они успокаивают и способствуют концентрации внимания у малыша. Ну а теперь попросите разобрать крупу на 2 кучки: гречку в одну кучку, чечевицу – в другую. Это долгая кропотливая работа, но очень полезная не только для развития руки, но и для развития сосредоточенности, усидчивости, логического мышления ( ведь за умение сортировать и классифицировать предметы отвечает именно оно). Если подустал ваш малыш – насыпьте побольше этих круп в большую миску и закопайте в них много мелких игрушечек и предметиков. Пусть покопается, да поищет! Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
- Оригинальные штриховки.
Мы привыкли, к сожалению, к шаблонам в рисовании. А ведь это по определению творческий вид деятельности! Покажите своему крохе разные оригинальные штриховки. В раскрасках необязательно закрашивать изображение целиком, можно штриховать, что, конечно же, сложнее и необычнее.
Выпускники Монтессори-групп славятся своим хорошим почерком и развитыми пальчиками. Давайте и мы прибегнем к этой методике! А начинать мы будем, когда малышу исполнится 1 годик, используя для игр подручные средства. Ну кто бы мог подумать, что некоторые повседневные предметы могут сослужить хорошую службу в развитии крохи!
Для малышей от 1 года до 3 лет
- Упражнения с газетными шариками.
Прекрасный игровой материал для годовалого крохи! Оторвите пару полосок от ненужной газеты и на глазах малыша нарвите много маленьких кусочков. Если малышу уже есть 1,5 года, он с удовольствием будет рвать газету вместе с вами. Но! Рвем полосочки правильно. Обычно малыши тянут бумагу в разные стороны, но так она не всегда рвется. Покажем малышу, как нужно взяться пальчиками левой руки за верхнюю часть бумажки, а пальчиками правой также сверху будем тянуть к себе. Легко и просто! Ну а теперь учимся катать маленькие шарики из оторванных кусочков. Годовичок не накатает вам много, ну и пусть. Зато малыши от 2 до 3 лет делают прекрасные тугие газетные шарики, из которых потом можно сделать оригинальную поделку. Нарисуйте на листе бумаги овечку, а на туловище наклейте вместе с малышом готовые шарики. Вот и шерсть у овечки готова!
- Упражнения с пипеткой.
Любимейшее занятие большинства малышей! Налейте в маленькую емкость воды, можно подкрашенной, для особого интереса. Покажите крохе, как надо держать пипетку: двумя пальчиками, а при опускании в воду, пальчики надо медленно разжать, но не отпускать резиновый наконечник. Малыш своими глазами видит, как вода затягивается в пипетку. Затем переносим пипетку с водой в пустую емкость, нажимаем на резиновый кончик – перелили! Хорошо, если пипеток будет много: с более тугими наконечниками, большие и маленькие, разноцветные, например, от лекарств.
- Упражнения с пластилином и кнопками.
Очень напрасно многие мамочки избегают давать малышам пластилин. Аргумент «А он все перепачкает!» не проходит в доме, где есть маленький ребенок. Ведь это его обязанность – все пачкать вокруг! Как иначе познать мир, как обрести навык, если запрещается упражняться в нем? А при упражнении ошибки неизбежны. Вот вам и пролитая вода, и рассыпанная гречка и измазанные пластилином ручонки. Пластилин, тем не менее, очень полезный материал для малышей от 1 года. Если у вас несколько деток, и убирать квартиру действительно сложно, воспользуйтесь пластилином, от которого не остается следов. Обычно он более ярких цветов и легко мнется. Вместе с малышом расположитесь за столом, подстелите подкладочку. Накатайте из пластилина несколько ярких маленьких шариков. «Смотри, будем блинчики делать». Положите шарик на листок бумаги и указательным пальцем надавите на него. Потом следующий шарик. Конечно, крохе тоже захочется попробовать – вот и отлично! Прекрасное упражнение для мелкой мускулатуры указательных пальчиков.Деткам постарше можно предложить украсить шариками новогоднюю елку. Вырежьте из зеленой бумаги елочку и наклейте на лист бумаги.Наши пластилиновые шарики (которые, кстати, может уже катать и сам малыш) прилепляем на «ветках» елочки и надавливаем пальчиком. Вот и украсили елку! Пластилин также можно размазывать по листу бумаги не только указательным пальчиком, но и остальными: получаются «дорожки», «заборчики», «медузы», «звезды» и просто красивые узоры, в которых смешались несколько цветов. Еще вариант: размазываем пластилин по небольшому кусочку бумаги (лучше вместе с малышом, а то он один быстро устанет и потеряет интерес к работе). Затем берем ручку с использованным стержнем или стек (пластмассовый ножичек для работы с пластилином) и рисуем на пластилиновом фоне все, что захотим. А если малыш уже знает буквы – то пишем известные буковки. Очень оригинальная работа получается – и исправлять ошибки легко. А для разнообразия можно дать малышу втыкать канцелярские кнопки с цветными наконечниками в кусок пенопласта. Для годовалых – просто втыкать, а для 2-3 леток уже втыкать по заданному контуру, например, домика, машинки, солнышка. Малыши обожают работать с кнопками, что прекрасно, потому что таким образом мы обезопасим их от травм. Ведь когда ребенок знает назначение предмета, то есть, что с ним нужно делать, он почти никогда не использует его неадекватно. Конечно, с кнопками кроха должен работать под присмотром взрослых.
- Упражнения с карандашом.
Бесценная вещь для развития руки – обыкновенный карандаш с гранями. Уже с года вы можете учить своего маленького карапуза катать карандаш, зажав его между ладоней. Просто? А вы попробуйте, когда ручки еще не слушаются вас, и все сыпется на пол! Грани карандаша хорошо активизируют нервные окончания ладоней и пальцев рук, разогревают руки, подготавливая их к последующей работе, более тонкой. Карандаш можно катать ладонью по полу или столу – это тоже не так-то просто. А если малыш уже запросто это делает, то пусть возьмется пальчиками обеих рук за кончики карандаша (горизонтально) и покрутит их пальцами. Знаете, как развивает координацию рук и глаз! А можно просто подержать карандаш за концы указательными пальцами. Посоревнуйтесь – кто сумеет это сделать быстро и удержать долго, например, на ходу?
- Упражнения с мячиками, мягкими и колючими.
Такие мячики желательно иметь в «развивающем арсенале» любой мамы. Купить их не составит труда, например, в магазинах «Корма и игрушки для животных». Пускай у вас будет целый набор таких массажных мячиков: мячики – ежики ( с резиновыми выступающими «колючкми») разных размеров, мягкие резиновые мячики разной упругости и размеров. Во-первых, их можно просто мять в руках, катать между ладоней. Мягкий упругий мячик можно сжимать не только в ладошке, но и пальчиками одной руки, что сложно для малыша, требует физических усилий.Пусть сожмет такой мячик большим и указательным пальцем. Получилось? Молодец! А теперь – большим и средним, большим и безымянным. Конечно, последние упражнения подходят для «тренированных» деток 3 лет и старше. С колючими мячиками можно играть и с годовалым крохой. Найдите банку с отверстием в крышке. Отверстие должно быть чуть-чуть меньше диаметра колючего мячика, чтобы он с трудом проталкивался. Предложите малышу затолкать «ежиков» в баночку, покажите ему. Увидите – это настолько увлекательное занятие для крохи ( и, кстати, абсолютно безопасное!), что вы успеете переделать все домашние дела и отдохнуть в тишине. А малыш тем временем активизирует нервные окончания пальчиков рук. Только «ежиков» купите побольше и сделайте так, чтобы крышка и банки легко снималась – тогда малыш сможет повторять всю операцию снова и снова без вашей помощи.
Для ребят от 3 до 6 лет
- Упражнения с канцелярской резинкой.
Очень интересно наблюдать, как ребята 5-6-ти лет с удовольствием делают все вышеперечисленные упражнения для 2-хлеток. Мало кто из ребят-дошкольников имеет возможность поиграть в такие игры, а ведь они очень полезны, при всей своей простоте. Что же говорить об играх, придуманных специально для их возраста! Загораются глаза, руки тянутся попробовать поиграть с… обыкновенной канцелярской резинкой, той самой, которой мы привыкли скреплять рулон бумаги или запечатывать пакет, или хранить вместе счетные палочки. Возьмите такую резинку и наденьте ее на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает ее в стороны при помощи пальцев. Если длинновато – намотайте на пальцы 2 раза, чтобы укоротить. Если получилось на одной руке, пробуем на другой, а потом – на обеих сразу. С резинкой можно играть и по-другому. Помните наши кнопки на пенопласте? Втыкаем кнопки по контуру, например, машинки. А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получился силуэт машинки! Таким же образом можно выучить названия и изображения разных геометрических фигур: пускай малыш натянет резинку на кнопки, воткнутые в вершины треугольника или трапеции. Какая фигура получилась? Не запомнит с первого раза – ничего страшного. Потихоньку непривычные названия фигур станут знакомыми и узнаваемыми.
- Упражнения за столом (пальцы прижаты к столу)
Если вы находитесь не дома, а например, в очереди в поликлинику или в долгой поездке, вам несложно будет занять своего малыша.Есть рядом ровная поверхность? Отлично! Положите ладонь на стол или другую поверхность. По очереди поднимайте пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной рукой, а потом одновременно обеими. Очень полезно при этом ритмично, одновременно с поднятым пальчиком, проговаривать слоги с разными « трудными» звуками: СА-СА-СА-СА-СА. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ. Если ваш малыш занимается с логопедом, это поможет ему быстрее закрепить в речи поставленный звук. Именно сочетая движения пальчиков и движения артикуляционного аппарата, вы можете существенно ускорить процесс исправления речи малыша. Также сидя за столом, можно поупражняться в разведении пальцев врозь и сведение вместе (ладошки на столе!). Все нейропсихологии рекомендуют регулярно проводить упражнение “кулак-ладонь-ребро”. Рука малыша поочередно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, потом ложится ладонью на стол, а потом- встает на ребро. Именно в такой строгой последовательности и выполняется сначала правой, затем левой рукой до тех пор, пока ребенок не перестанет ошибаться в последовательности движений. Это упражнение бесценно для формирования межполушарных связей, при помощи которых мы, собственно, и обучаемся.
- Упражнения в стакане с пшеном.
Устали занимать своего непоседу? Не прогоняйте его с кухни – усадите за стол и дайте стаканчик с пшеном. Пусть малыш «варит кашку», то есть указательным пальчиком руки мешает пшено в стаканчике. Условие: кисть руки не должна двигаться, только пальчик! Затем можно покрутить средним пальчиком, а вот безымянным пусть попробует – получится ли?
- Упражнения с гречкой или чечевицей.
Именно эти крупы имеют острые грани, которые необходимы нам для активизации нервных окончаний пальчиков. Для начала пускай малыш вволю навозится с этими крупами: ребятам так нравится набирать их в горсть, пропускать сквозь пальцы, перебирать в руках. Вероятно, эти ощущения очень приятны, они успокаивают и способствуют концентрации внимания у малыша. Ну а теперь попросите разобрать крупу на 2 кучки: гречку в одну кучку, чечевицу – в другую. Это долгая кропотливая работа, но очень полезная не только для развития руки, но и для развития сосредоточенности, усидчивости, логического мышления ( ведь за умение сортировать и классифицировать предметы отвечает именно оно). Если подустал ваш малыш – насыпьте побольше этих круп в большую миску и закопайте в них много мелких игрушечек и предметиков. Пусть покопается, да поищет! Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.
- Оригинальные штриховки.
Мы привыкли, к сожалению, к шаблонам в рисовании. А ведь это по определению творческий вид деятельности! Покажите своему крохе разные оригинальные штриховки. В раскрасках необязательно закрашивать изображение целиком, можно штриховать, что, конечно же, сложнее и необычнее.