Мы в соц сетях:
Группа Вконтакте |
Контакты:
Адрес: Челябинск, Курчатова, 14Б
Телефоны: +79193042425
Расписание:
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
О нас:
Детский клуб "Островок детства - ЧУДЕСА"
Клуб для детей и взрослых. Для Вас работает команда высококвалифицированных специалистов- логопеды, дефектологи, сурдопедагоги, психологи/
Мы находимся: г.Челябинск ул. Гагарина д.51 оф.110, ул. Курчатова д.14 тел. 8-919-304-24-25
Клуб для детей и взрослых. Для Вас работает команда высококвалифицированных специалистов- логопеды, дефектологи, сурдопедагоги, психологи/
Мы находимся: г.Челябинск ул. Гагарина д.51 оф.110, ул. Курчатова д.14 тел. 8-919-304-24-25
Из нашей жизни:
Дата: 26 Июня
Анна Вдохновение
Наш детский клуб "Островок детства ЧУДЕСА" принял участие в ежегодной выставке "Материнство и детство"
Мы представили всем желающим услуги логопеда, дефектолога, психолога. За три дня выставки посетителями нашего стенда стали малыши, детки младшего школьного возраста, молодые мамочки, будущие мамы, папы, бабушки!
Благодарю специалистов нашего клуба за сотрудничество!!!
Мы представили всем желающим услуги логопеда, дефектолога, психолога. За три дня выставки посетителями нашего стенда стали малыши, детки младшего школьного возраста, молодые мамочки, будущие мамы, папы, бабушки!
Благодарю специалистов нашего клуба за сотрудничество!!!
Дата: 26 Июня
Наш детский клуб "Островок детства ЧУДЕСА" принял участие в ежегодной выставке "Материнство и детство"
Мы представили всем желающим услуги логопеда, дефектолога, психолога. За три дня выставки посетителями нашего стенда стали малыши, детки младшего школьного возраста, молодые мамочки, будущие мамы, папы, бабушки!
Благодарю специалистов нашего клуба за сотрудничество!!!
Мы представили всем желающим услуги логопеда, дефектолога, психолога. За три дня выставки посетителями нашего стенда стали малыши, детки младшего школьного возраста, молодые мамочки, будущие мамы, папы, бабушки!
Благодарю специалистов нашего клуба за сотрудничество!!!
Дата: 12 Мая
ВНИМАНИЕ, ПРИГЛАШАЕМ НА ТРЕНИНГ!
ОТ КУДА РАСТУТ КОРНИ СЛОЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ?
Чтобы быть успешным родителем, чтобы уметь исправить любое нежелательное поведение Вашего ребенка и достигать высоких результатов в воспитании – есть великолепное решение! Узнайте о мощнейших инструментах воспитания, которые в короткие сроки решают любое проблемное поведение ребенка-подростка и кардинально, в лучшую сторону меняют отношения детей и родителей!
Дорогие родители! Чтобы Вы смогли правильно и с результатом применить эти мощнейшие инструменты, нам необходимо понять, откуда же берется нежелательное поведение в детях?
Итак! Прямо сейчас регистрируйтесь на тренинг,
который состоится 21 мая (пятница) в 10:00.
ВСЕ ПОДРОБНОСТИ И ЗАПИСЬ по телефону: 8-912-790-10-11 Юлия
Количество участников в группе ограничено!
Чтобы точно занять место в группе, записывайтесь прямо сейчас!
ОТ КУДА РАСТУТ КОРНИ СЛОЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ?
Чтобы быть успешным родителем, чтобы уметь исправить любое нежелательное поведение Вашего ребенка и достигать высоких результатов в воспитании – есть великолепное решение! Узнайте о мощнейших инструментах воспитания, которые в короткие сроки решают любое проблемное поведение ребенка-подростка и кардинально, в лучшую сторону меняют отношения детей и родителей!
Дорогие родители! Чтобы Вы смогли правильно и с результатом применить эти мощнейшие инструменты, нам необходимо понять, откуда же берется нежелательное поведение в детях?
Итак! Прямо сейчас регистрируйтесь на тренинг,
который состоится 21 мая (пятница) в 10:00.
ВСЕ ПОДРОБНОСТИ И ЗАПИСЬ по телефону: 8-912-790-10-11 Юлия
Количество участников в группе ограничено!
Чтобы точно занять место в группе, записывайтесь прямо сейчас!
Дата: 4 Мая
Добрый день, товарищи и коллеги, у меня к вам огромнейшая просьба
поделиться научной литературой на тему "Изобразительная деятельность, как средство эмоционального развития" (глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста)
(Исторической, методической )
буду очень признательна, заранее спасибо ! ))))
поделиться научной литературой на тему "Изобразительная деятельность, как средство эмоционального развития" (глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста)
(Исторической, методической )
буду очень признательна, заранее спасибо ! ))))
Дата: 8 Марта
ДОРОГИЕ, МИЛЫЕ МАМЫ, БАБУШКИ, СЕСТРЁНКИ!!! ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ЭТИМ ТЁПЛЫМ, ЖЕНСКИМ ПРАЗДНИКОМ!!! СЧАСТЬЯ!!!ЛЮБВИ!!! ДОБРА!!! И ТОЛЬКО РАДОСТИ В ГЛАЗАХ ВАШИХ МАЛЫШЕЙ!!!!
Дата: 6 Марта
Для чего нужна гимнастика языка?
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Артикуляционная гимнастика – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает выполнять логопедические упражнения, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело.
Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом “логопедические”, можно даже не рассказывать.
Выполнение этих упражнений подготовит к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество.
Упражнение «Bетерок»:
губы вытянуть вперед трубочкой, через трубочку дуем, не надувая щеки.
Ветерок подул слегка -
И поплыли облака.
Упражнение «Улыбка»:
удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.
Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!
Упражнение «Чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
Упражнение «Грибок»: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
-Не возьмете ли в корзинку?
Упражнение «Хоботок»: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
- А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
- Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!
Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
- Тик-так! Тик-так!
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 7-10 минут. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все у Вас непременно получится!
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Артикуляционная гимнастика – дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает выполнять логопедические упражнения, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть – другое дело.
Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом “логопедические”, можно даже не рассказывать.
Выполнение этих упражнений подготовит к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество.
Упражнение «Bетерок»:
губы вытянуть вперед трубочкой, через трубочку дуем, не надувая щеки.
Ветерок подул слегка -
И поплыли облака.
Упражнение «Улыбка»:
удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.
Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!
Упражнение «Чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
Упражнение «Грибок»: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
-Не возьмете ли в корзинку?
Упражнение «Хоботок»: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
- А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
- Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!
Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
- Тик-так! Тик-так!
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 7-10 минут. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все у Вас непременно получится!
Дата: 20 фе
https://vk.com/rusluhru вступайте в группу она молодая но будет перспективная, будут давать советы сурдологи, интересные статьи и литература .Для родителей у детей которых проблемы со слухом.Дети которых после КИ, все о СА.
Дата: 10 фе
Здравствуйте!
В наличии:
Бахилы "эконом" - вишневые, оранжевые
Бахилы "стандарт"- сиреневые, зеленые
Бахилы "особо прочные" -оранжевые, вишневые
Бахилы «в инд. упаковке»
ООО "Пирамида",
Принимаем Ваши заявки на: E-Mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт: http://www.piramida174.ru
Тел.: 8(351)776-73-06,8 9000 209 734
В наличии:
Бахилы "эконом" - вишневые, оранжевые
Бахилы "стандарт"- сиреневые, зеленые
Бахилы "особо прочные" -оранжевые, вишневые
Бахилы «в инд. упаковке»
ООО "Пирамида",
Принимаем Ваши заявки на: E-Mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт: http://www.piramida174.ru
Тел.: 8(351)776-73-06,8 9000 209 734
Дата: 30 ян
ДОРОГИЕ МАМЫ, ПАПЫ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!!!
ПРИГЛАШАЕМ ВАС И ВАШИХ МАЛЫШЕЙ НА ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ В НАШ КЛУБ В ВЫХОДНЫЕ ДНИ!!!!
ЗАНЯТИЯ "МАМИНА ШКОЛА" малыши от 1.5 лет, НА ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ "РАЗВИВАЙКА" с 3 лет.
СУББОТА И ВОСКРЕСЕНЬЕ С 11.00 по адресу Курчатова 14.
* Логика и математика*Изучение свойств предметов* Развитие внимания* Развитие памяти *Физическое развитие* Музыка и ритм*Рисование*Лепка*Аппликация* Конструирование* Окружающий мир*Развитие навыков общения* Речь*Артикуляция*Моторика*Сенсорика.*Взаимодействие со сверстниками*Бытовые навыки и самообслуживание*Развитие желания заниматься и развиваться* и многое другое в нашем клубе для ваших малышей!!!
запись по телефону 8-919-304-24-25 Анна.
ПРИГЛАШАЕМ ВАС И ВАШИХ МАЛЫШЕЙ НА ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ В НАШ КЛУБ В ВЫХОДНЫЕ ДНИ!!!!
ЗАНЯТИЯ "МАМИНА ШКОЛА" малыши от 1.5 лет, НА ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ "РАЗВИВАЙКА" с 3 лет.
СУББОТА И ВОСКРЕСЕНЬЕ С 11.00 по адресу Курчатова 14.
* Логика и математика*Изучение свойств предметов* Развитие внимания* Развитие памяти *Физическое развитие* Музыка и ритм*Рисование*Лепка*Аппликация* Конструирование* Окружающий мир*Развитие навыков общения* Речь*Артикуляция*Моторика*Сенсорика.*Взаимодействие со сверстниками*Бытовые навыки и самообслуживание*Развитие желания заниматься и развиваться* и многое другое в нашем клубе для ваших малышей!!!
запись по телефону 8-919-304-24-25 Анна.
Дата: 18 ян
Здравствуйте!
"Центр судебных переводов".
Нам требуются сурдопереводчики на судебные заседания на 23.01.17.
Для участия в судебном заседании в качестве переводчика.
г.Москва
"Центр судебных переводов".
Нам требуются сурдопереводчики на судебные заседания на 23.01.17.
Для участия в судебном заседании в качестве переводчика.
г.Москва
Дата: 24 Марта 2016
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МАЛЫША ОТ 0 ДО 12 МЕСЯЦЕВ.
С самого рождения у малыша начинает накапливаться пассивный словарь. Поэтому с самых первых дней с малышом уже можно и нужно разговаривать и проводить целенаправленные игры – упражнения в данном направлении. Это очень важно для дальнейшего развития активной речи ребенка.
1 месяц
О чем ты плачешь?
Когда малыш плачет, он хочет о чем-то нам сказать. Попытайтесь понять малыша, спросите: «Ты хочешь кушать?», «Ты хочешь к маме?».
Губки – язычки
К концу месяца малыш уже сможет копировать простейшие движения взрослых: шевелить губками, открывать – закрывать рот, делать губы трубочкой, показывать язычок, двигать им.
Названия предметов
Возьмите ребенка на руки и походите с ним по квартире. Обращайте внимание малыша на различные предметы и четко называйте их: окно, картина, стол, зеркало и т. д. Это упражнение поспособствует развитию понятийного аппарата младенца.
Ласковые разговоры
Ласково и нежно поговорите с малышом, стараясь вызвать ответную реакцию – улыбку, первое гуление.
Человеческие звуки
Поговорите с малышом при помощи звуков – пожужжите, пофыркайте, посвистите, пошипите, пожурчите, поцокайте, пощелкайте и т. д.
На высокой волне
Разговаривайте с ребенком, меняя интонацию (вопросительно, утвердительно, иронично, сомневаясь, с воодушевлением и т. д.), интенсивность (громко, тихо, шепотом) и темп речи (медленно, быстро, с остановками).
Поем звуки
Склонитесь над малышом и пропойте ему гласные звуки, при этом ясно артикулируя губами: а-а-а (рот широко открыт), о-о-о (рот округлен), у-у-у (губы трубочкой) и т. д. Вскоре малыш присоединится к вам и станет повторять за вами звучащие звуки.
2 месяц
Милая беседа
Сядьте поудобнее, согните ноги. Разместите малыша у себя на коленях и мило побеседуйте: расскажите ребенку о том, как вы познакомились с его папой, о составе вашей семьи, о том, что вы любите, о своих планах и т. д.
Звуковое эхо
Спойте малышу пары звуков «А-а-а – О-о-о», «У-у-у – И-и-и». Останавливайтесь после каждого спетого звука, приглашая малыша повторить за вами.
Моё имя
Склонитесь над малышом и позовите малыша по имени. Отстранитесь и снова позовите. Встаньте слева от малыша, а потом справа и снова позовите малыша по имени, побуждая его отыскивать вас взглядом.
Гимнастика для губ
Сделайте малышу вокруг рта массаж. Затем подвигайте губки ребенка: приподнимите верхнюю губку вверх, нижнюю опустите вниз, нажмите слегка на щечки, чтобы губы образовали трубочку и т. п.
Агу
Учите малыша говорить «агу». Скажите ему: «Скажи агу-гу». «Скажи агы-гы». «Скажи агп-га» и т. д. Во время занятия стимулируйте звуковое взаимодействие – гладьте его по щекам, подбородку, бровям.
Чьи ушки?
Уложите малыша на диван и присядьте рядом. Ласково поговорите с малышом, нежно дотрагиваясь до называемых частей тела и лица:
Чьи ушки?
Аринины.
Чьи глазки?
Аринины.
Чьи ножки?
Аринины.
Чьи ручки?
Аринины и т. д.
Ля-ля-ля вместо песенок
Наклонившись над малышом, спойте одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т. д. Пойте без текста «на ля-ля». Сделайте паузу и повторите эту песенку еще раз.
3 месяц
Первый диалог
Где-то после двух месяцев у детей появляется гуление - певучее и выразительное произнесение гласных звуков [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м] – агу, гу-гу. Обязательно отвечайте вашему малышу, подражая ему. И тогда кроха с удовольствием вступит с вами диалог.
Аудиозаписи
Маленькие дети способны улавливать и различать множество звуков. Но со временем из-за невостребованности, дети утрачиваю эту способность. Включайте детям записи со звуками природы, птичьими голосами, а так же народные песни, детские песенки на русском и на английском языке.
Да-да-да
Спойте малышу песенку, нежно поглаживая ручки, ножки, шейку, животик малыша кусочком меха:
Да-да-да, я пою
Арине песенку свою.
Азбука
Повесьте на стену плакат с азбукой. Поднесите малыша к плакату и, показывая на буквы, пропойте алфавит: А-Б-В-Г-Д и т. д.
Предметные картинки
По всей квартире развесьте предметные картинки. Возьмите малыша на руки и, «прогуливаясь» по квартире, подносите его к иллюстрациям и спокойным четким голосом называйте изображенные предметы: цветы, мяч, диван и т. д.
Перед зеркалом
Поднесите малышу к зеркалу и четко артикулируя, произносите отдельные звуки и слоги. Малыш будет наблюдать за вами в зеркало и стараться вам подражать.
Нет наших ушек
Малыш лежит на спине. Склонитесь над ним и скажите:
Нет наших ушек (накройте ушки ребенка своими ладошками). Вот они (откройте ушки).
Нет наших щечек (накройте щечки ребенка своими ладошками). Вот они (откройте щечки).
Нет нашего носика (накройте носик ребенка своими ладошками). Вот он (откройте носик) и т. д.
4 месяц
Рассказ о тебе
Серьезным деловым тоном расскажите малышу о нем самом: как он жил в животике, как появился на свет, как научился держать голову, как мылся, как кушал, как вы с ним занимались и т. д.
Мое тело
Малыш лежит на спине. Возьмите его ручки в свои и постучите ими по называем частям тела и лица ребенка.
Мы по щечкам постучим:
Стук, стук, стук, стук.
Мы по грудке постучим:
Стук, стук, стук, стук.
Мы по ручкам постучим:
Стук, стук, стук, стук.
Мы по ножкам постучим:
Стук, стук, стук, стук.
Губки шлеп-шлеп-шлепают
Положите малыша к себе на колени ножками к себе. И поиграйте с его губками: оттягивайте подбородок вниз, опуская нижнюю челюсть и возвращая ее обратно. При этом губки будут делать легкий хлопок. Говорите как бы за ребенка слоги: ба-ба-ба, ма-ма-ма, га-га-га и т. д.
Тихо – громко
Склонитесь над ребенком и проговаривайте или пропевайте слоги то громким, то тихим голосом: МА – ма, БА – ба, ГА – га, Та- та и т. д.
Дождик за окном
Когда на улице идет дождик – поднесите малыша к окну. Скажите, что идет дождь, капельки капают «кап – кап- кап». Расскажите стихотворение:
Дождик-дождик - кап-кап-кап,
Динь-дон по дорожке.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.
5 месяц
Тихо – тихо – тишина
Положите малыша себе на живот, чтобы ваши лица оказались друг напротив друга. Слегка раскачивайтесь с малышом из стороны в сторону и тихим голосом рассказывайте стихотворение:
Тихо, тихо спит ежиха,
Тише, тише дремлют мыши.
Не кричите слишком громко,
Укачали медвежонка.
(В. Игнатьев)
Где мамин носик?
Малыш лежит на спине. Спросите: «Где мамин носик»? Возьмите его руку в свою и дотроньтесь ею до вашего носа. Затем спросите: «А где …(имя ребенка) носик?». Дотроньтесь рукой ребенка до его носика. Таким же образом спросите малыша про ваши и его глазки, щечки, ручки и т. д.
Картинки животных
Развесьте по квартире иллюстрации животных. Подносите к ним малыша и называйте их четким голосом, озвучивайте их голос: «Это кошка. Мяу - мяу. Это собака. Гав – гав» и т. д.
Где часы?
В доме для ребенка есть немало привлекательных вещей, например настенные часы. Поднесите к ним малыша, покажите и скажите: «Это часы». В следующий раз спросите ребенка: «Где часы?» Если малыш затрудняется их найти – покажите еще раз.
Можно рассказать ребенку стихотворение про часы:
На стене часы висят,
Целый день они стучат:
Тик – так, тики – так,
Тик – так, тики – так.
Таким же образом научите малыша устанавливать связь со значимыми для него предметами и звучащими словами.
6 месяц
Хлопаем в ладоши
Расположите малыша у себя на коленях, возьмите его руки в свои, хлопайте ими и приговаривайте:
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
Шел баран
Соорудите из подушек воображаемые горы. Возьмите в руки мягкую игрушку барашка. Рассказывайте ситалку и изображайте, как барашек «шел по крутым горам»:
Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто ее возьмет, тот вон пойдет.
На последней строчке спрячьте барашка. А затем начните игру сначала.
Лиса хвостик потеряла
Возьмите кусок меха, который может послужить лисьим хвостиком. Рассказывайте ребенку потешку, при этом то показывайте ему «лисий хвостик», то поглаживайте им.
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
… (имя ребенка) в лес пошел,
Лисий хвост нашел.
Лиса рано приходила,
… (имя ребенка) ягод приносила,
Рыжий хвост отдать просила.
С добрым утром
Когда малыш утром просыпается, рассказывайте ему стихотворение «С добрым утром!»:
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днем! –
Вот как славно мы поем!
(Е. Благинина)
В конце стихотворения обнимайте и целуйте малыша и говорите: «Доброе утро, …(имя ребенка).
Сорока - белобока
Возьмите руку ребенка в свою. Указательным пальцем водите круговыми движениями по детской ладошке, дотрагиваясь по очереди до каждого пальчика ребенка:
- Сорока-белобока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (погладьте мизинец),
Этому дала (погладьте безымянный палец),
Этому дала(погладьте средний палец),
Этому дала (погладьте указательный палец),
А этому не дала (потрепите большой палец).
Ты дров не носил, ты печку не топил!
Вы знаете, какое значение в воспитании играет ваше общение с ребенком? Начинайте общаться с ним еще до его рождения и как можно больше. Поверьте, он отлично улавливает родные интонации.
Когда малыш родится, общаясь с ним, повторяйте за ним звуки, при этом меняйте интонацию, громкость и тембр вашего голоса. Не думайте, что малыш ничего не понимает. И чем чаще ребенок будет слышать вашу речь, тем быстрее он будет привыкать к родной речи и тем скорее наступит день, когда бессмысленные звуки приобретут для него конкретный смысл.
Для развития речи малыша вам нужно следить и за правильностью, выразительностью своей речи, разнообразить ее синонимами, называть все, что окружает ребенка, показывать карточки со словами, рассказывать истории. Повторяя звуки, которые произносит ваш малыш, вы установите своеобразный диалог между вами и ребенком. Это станет хорошим стимулом для развития его речи.
С самого рождения у малыша начинает накапливаться пассивный словарь. Поэтому с самых первых дней с малышом уже можно и нужно разговаривать и проводить целенаправленные игры – упражнения в данном направлении. Это очень важно для дальнейшего развития активной речи ребенка.
1 месяц
О чем ты плачешь?
Когда малыш плачет, он хочет о чем-то нам сказать. Попытайтесь понять малыша, спросите: «Ты хочешь кушать?», «Ты хочешь к маме?».
Губки – язычки
К концу месяца малыш уже сможет копировать простейшие движения взрослых: шевелить губками, открывать – закрывать рот, делать губы трубочкой, показывать язычок, двигать им.
Названия предметов
Возьмите ребенка на руки и походите с ним по квартире. Обращайте внимание малыша на различные предметы и четко называйте их: окно, картина, стол, зеркало и т. д. Это упражнение поспособствует развитию понятийного аппарата младенца.
Ласковые разговоры
Ласково и нежно поговорите с малышом, стараясь вызвать ответную реакцию – улыбку, первое гуление.
Человеческие звуки
Поговорите с малышом при помощи звуков – пожужжите, пофыркайте, посвистите, пошипите, пожурчите, поцокайте, пощелкайте и т. д.
На высокой волне
Разговаривайте с ребенком, меняя интонацию (вопросительно, утвердительно, иронично, сомневаясь, с воодушевлением и т. д.), интенсивность (громко, тихо, шепотом) и темп речи (медленно, быстро, с остановками).
Поем звуки
Склонитесь над малышом и пропойте ему гласные звуки, при этом ясно артикулируя губами: а-а-а (рот широко открыт), о-о-о (рот округлен), у-у-у (губы трубочкой) и т. д. Вскоре малыш присоединится к вам и станет повторять за вами звучащие звуки.
2 месяц
Милая беседа
Сядьте поудобнее, согните ноги. Разместите малыша у себя на коленях и мило побеседуйте: расскажите ребенку о том, как вы познакомились с его папой, о составе вашей семьи, о том, что вы любите, о своих планах и т. д.
Звуковое эхо
Спойте малышу пары звуков «А-а-а – О-о-о», «У-у-у – И-и-и». Останавливайтесь после каждого спетого звука, приглашая малыша повторить за вами.
Моё имя
Склонитесь над малышом и позовите малыша по имени. Отстранитесь и снова позовите. Встаньте слева от малыша, а потом справа и снова позовите малыша по имени, побуждая его отыскивать вас взглядом.
Гимнастика для губ
Сделайте малышу вокруг рта массаж. Затем подвигайте губки ребенка: приподнимите верхнюю губку вверх, нижнюю опустите вниз, нажмите слегка на щечки, чтобы губы образовали трубочку и т. п.
Агу
Учите малыша говорить «агу». Скажите ему: «Скажи агу-гу». «Скажи агы-гы». «Скажи агп-га» и т. д. Во время занятия стимулируйте звуковое взаимодействие – гладьте его по щекам, подбородку, бровям.
Чьи ушки?
Уложите малыша на диван и присядьте рядом. Ласково поговорите с малышом, нежно дотрагиваясь до называемых частей тела и лица:
Чьи ушки?
Аринины.
Чьи глазки?
Аринины.
Чьи ножки?
Аринины.
Чьи ручки?
Аринины и т. д.
Ля-ля-ля вместо песенок
Наклонившись над малышом, спойте одну ласковую песенку на народную музыку: русскую, украинскую, белорусскую и т. д. Пойте без текста «на ля-ля». Сделайте паузу и повторите эту песенку еще раз.
3 месяц
Первый диалог
Где-то после двух месяцев у детей появляется гуление - певучее и выразительное произнесение гласных звуков [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м] – агу, гу-гу. Обязательно отвечайте вашему малышу, подражая ему. И тогда кроха с удовольствием вступит с вами диалог.
Аудиозаписи
Маленькие дети способны улавливать и различать множество звуков. Но со временем из-за невостребованности, дети утрачиваю эту способность. Включайте детям записи со звуками природы, птичьими голосами, а так же народные песни, детские песенки на русском и на английском языке.
Да-да-да
Спойте малышу песенку, нежно поглаживая ручки, ножки, шейку, животик малыша кусочком меха:
Да-да-да, я пою
Арине песенку свою.
Азбука
Повесьте на стену плакат с азбукой. Поднесите малыша к плакату и, показывая на буквы, пропойте алфавит: А-Б-В-Г-Д и т. д.
Предметные картинки
По всей квартире развесьте предметные картинки. Возьмите малыша на руки и, «прогуливаясь» по квартире, подносите его к иллюстрациям и спокойным четким голосом называйте изображенные предметы: цветы, мяч, диван и т. д.
Перед зеркалом
Поднесите малышу к зеркалу и четко артикулируя, произносите отдельные звуки и слоги. Малыш будет наблюдать за вами в зеркало и стараться вам подражать.
Нет наших ушек
Малыш лежит на спине. Склонитесь над ним и скажите:
Нет наших ушек (накройте ушки ребенка своими ладошками). Вот они (откройте ушки).
Нет наших щечек (накройте щечки ребенка своими ладошками). Вот они (откройте щечки).
Нет нашего носика (накройте носик ребенка своими ладошками). Вот он (откройте носик) и т. д.
4 месяц
Рассказ о тебе
Серьезным деловым тоном расскажите малышу о нем самом: как он жил в животике, как появился на свет, как научился держать голову, как мылся, как кушал, как вы с ним занимались и т. д.
Мое тело
Малыш лежит на спине. Возьмите его ручки в свои и постучите ими по называем частям тела и лица ребенка.
Мы по щечкам постучим:
Стук, стук, стук, стук.
Мы по грудке постучим:
Стук, стук, стук, стук.
Мы по ручкам постучим:
Стук, стук, стук, стук.
Мы по ножкам постучим:
Стук, стук, стук, стук.
Губки шлеп-шлеп-шлепают
Положите малыша к себе на колени ножками к себе. И поиграйте с его губками: оттягивайте подбородок вниз, опуская нижнюю челюсть и возвращая ее обратно. При этом губки будут делать легкий хлопок. Говорите как бы за ребенка слоги: ба-ба-ба, ма-ма-ма, га-га-га и т. д.
Тихо – громко
Склонитесь над ребенком и проговаривайте или пропевайте слоги то громким, то тихим голосом: МА – ма, БА – ба, ГА – га, Та- та и т. д.
Дождик за окном
Когда на улице идет дождик – поднесите малыша к окну. Скажите, что идет дождь, капельки капают «кап – кап- кап». Расскажите стихотворение:
Дождик-дождик - кап-кап-кап,
Динь-дон по дорожке.
Нам нельзя идти гулять -
Мы промочим ножки.
5 месяц
Тихо – тихо – тишина
Положите малыша себе на живот, чтобы ваши лица оказались друг напротив друга. Слегка раскачивайтесь с малышом из стороны в сторону и тихим голосом рассказывайте стихотворение:
Тихо, тихо спит ежиха,
Тише, тише дремлют мыши.
Не кричите слишком громко,
Укачали медвежонка.
(В. Игнатьев)
Где мамин носик?
Малыш лежит на спине. Спросите: «Где мамин носик»? Возьмите его руку в свою и дотроньтесь ею до вашего носа. Затем спросите: «А где …(имя ребенка) носик?». Дотроньтесь рукой ребенка до его носика. Таким же образом спросите малыша про ваши и его глазки, щечки, ручки и т. д.
Картинки животных
Развесьте по квартире иллюстрации животных. Подносите к ним малыша и называйте их четким голосом, озвучивайте их голос: «Это кошка. Мяу - мяу. Это собака. Гав – гав» и т. д.
Где часы?
В доме для ребенка есть немало привлекательных вещей, например настенные часы. Поднесите к ним малыша, покажите и скажите: «Это часы». В следующий раз спросите ребенка: «Где часы?» Если малыш затрудняется их найти – покажите еще раз.
Можно рассказать ребенку стихотворение про часы:
На стене часы висят,
Целый день они стучат:
Тик – так, тики – так,
Тик – так, тики – так.
Таким же образом научите малыша устанавливать связь со значимыми для него предметами и звучащими словами.
6 месяц
Хлопаем в ладоши
Расположите малыша у себя на коленях, возьмите его руки в свои, хлопайте ими и приговаривайте:
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
Шел баран
Соорудите из подушек воображаемые горы. Возьмите в руки мягкую игрушку барашка. Рассказывайте ситалку и изображайте, как барашек «шел по крутым горам»:
Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто ее возьмет, тот вон пойдет.
На последней строчке спрячьте барашка. А затем начните игру сначала.
Лиса хвостик потеряла
Возьмите кусок меха, который может послужить лисьим хвостиком. Рассказывайте ребенку потешку, при этом то показывайте ему «лисий хвостик», то поглаживайте им.
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
… (имя ребенка) в лес пошел,
Лисий хвост нашел.
Лиса рано приходила,
… (имя ребенка) ягод приносила,
Рыжий хвост отдать просила.
С добрым утром
Когда малыш утром просыпается, рассказывайте ему стихотворение «С добрым утром!»:
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днем! –
Вот как славно мы поем!
(Е. Благинина)
В конце стихотворения обнимайте и целуйте малыша и говорите: «Доброе утро, …(имя ребенка).
Сорока - белобока
Возьмите руку ребенка в свою. Указательным пальцем водите круговыми движениями по детской ладошке, дотрагиваясь по очереди до каждого пальчика ребенка:
- Сорока-белобока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (погладьте мизинец),
Этому дала (погладьте безымянный палец),
Этому дала(погладьте средний палец),
Этому дала (погладьте указательный палец),
А этому не дала (потрепите большой палец).
Ты дров не носил, ты печку не топил!
Вы знаете, какое значение в воспитании играет ваше общение с ребенком? Начинайте общаться с ним еще до его рождения и как можно больше. Поверьте, он отлично улавливает родные интонации.
Когда малыш родится, общаясь с ним, повторяйте за ним звуки, при этом меняйте интонацию, громкость и тембр вашего голоса. Не думайте, что малыш ничего не понимает. И чем чаще ребенок будет слышать вашу речь, тем быстрее он будет привыкать к родной речи и тем скорее наступит день, когда бессмысленные звуки приобретут для него конкретный смысл.
Для развития речи малыша вам нужно следить и за правильностью, выразительностью своей речи, разнообразить ее синонимами, называть все, что окружает ребенка, показывать карточки со словами, рассказывать истории. Повторяя звуки, которые произносит ваш малыш, вы установите своеобразный диалог между вами и ребенком. Это станет хорошим стимулом для развития его речи.
Анна Вдохновение
Дата: 24 Марта 2016
Общение с малышом в пренатальном периоде и в первые месяци жизни.
Обычно взрослые не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка.
Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще неродившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором из влияющих на возникающую психику.
Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.
Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.
Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.
Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать - это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения.
Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы. Если дотронуться до его носа или рта он откинет голову. От прикосновения к руке 9-недепьный зародыш совершит хватательное движение, при касании век завращает глазами. Если воздействие на руку окажется болезненным, рука отдернется.
В конце третьего месяца жизни большая часть тела зародыша начинает чувствовать прикосновения, а их бывает достаточно, так как и сам малыш живо ворочается, вступая в контакт с жидкостью, пуповиной, стенками матки, и чувствует движения матки. Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка. Дело в том, что органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг.
Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо и вся система слуха формируется к 5 месяцам.
Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок - музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин.
Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.
Было выявлено наличие еще одного существенного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.
С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту. Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины, когда грустит или тревожится гормоны стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок. Маленький зародыш, конечно, еще неосознанно воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся; с радостью или тревогой, спокойствием или страхом. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно, только мать, пропуская их через себя, допускает или нет их воздействие на ребенка. Сильные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот, гормональные перестройки, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет освободиться от них.
Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности необходимо для формирования здоровой психики ребенка.
У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинзона).
Существуют также совершенно необходимые для жизни рефлексы: дыхательный рефлекс, рефлекс сосания и некоторые другие.
Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно из этих зачатков, как писал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека.
Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся
в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования ребенка.
Признание указанных потребностей требует признания у младенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый комплекс оживления) и так далее.
Следовательно, содержание психической жизни детей первого года жизни характеризуются сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Тот факт, что самыми злементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой ориентации). Однако на протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.
В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться («кристаллизироваться») в предметах окружающей действительности. В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении, соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями. Таким образом, и это надо особенно подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям.
Беспомощность младенца и отсутствие у него внеситуативных (внутренних, но не органических) побуждений определяют и поведение взрослых по отношению к детям этого возраста. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания, прогулок. У годовалых детей, как правило, не спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.
Кормление грудью
Кормление грудью - это не только питание, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и воспитание любовного, доверительного отношения к родной матери, к другим людям. А в младенце - девочке это еще и воспитание материнского инстинкта, который не является врожденным. Опыты с обезьянами супругов Харлоу и Суоми показали, что ожидает детей, выросших без мам.
Пытаясь найти у обезьянок макак тот возраст, когда они легче всего поддаются дрессировке, детенышей отлучали от матерей для проведения опытов. Но для маленьких обезьянок каждое такое расставание с матерью становилось трагедией: они не только плохо обучались, но и останавливались в своем психическом развитии. Пришлось начать новый эксперимент, в котором детенышей отбирали от матерей сразу после рождения. Их помещали в отдельные комнаты и в каждой поставили кресло с мохнатой обивкой, похожей на шерсть матери. В спинке кресла была укреплена бутылка с соской, куда наливали молоко. Обучению и опытам ученых мамы детенышей теперь не мешали, и все шло успешно, но когда кресло вдруг уносили из комнаты, то маленькая обезьянка ложилась на пол, туда, где оно стояло, и, казалось, горько плакала, схватившись за голову обеими лапками. Стоило же вернуть кресло на место, как она прыгала на него, крепко впивалась в мохнатую обшивку и долго не покидала его, словно боясь новой разлуки.
Закончив эксперимент, выросших без мам обезьянок выпустили в общее стадо. Шло время, а они в отличие от всех других самок не давали потомства. Их тогда взяли из стада и рассадили в отдельные клетки с самцами. Но они и тут, как и в стаде, не давали потомства, и только искусственное оплодотворение позволило им родить детенышей. Но материнский инстинкт в них так и не пробудился. Одна оторвала руку своему новорожденному, вторая раскусила голову, как кокосовый орех...
Чем раньше ребенок будет отлучен от груди, тем больше он будет предрасположен к неконтактности, бесчувственности, одиночеству.
Общение и развитие речи.
Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общ
Обычно взрослые не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка.
Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще неродившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором из влияющих на возникающую психику.
Мать - это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.
Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.
Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.
Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать - это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения.
Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы. Если дотронуться до его носа или рта он откинет голову. От прикосновения к руке 9-недепьный зародыш совершит хватательное движение, при касании век завращает глазами. Если воздействие на руку окажется болезненным, рука отдернется.
В конце третьего месяца жизни большая часть тела зародыша начинает чувствовать прикосновения, а их бывает достаточно, так как и сам малыш живо ворочается, вступая в контакт с жидкостью, пуповиной, стенками матки, и чувствует движения матки. Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка. Дело в том, что органическое вещество мозга формируется не само по себе, а под воздействием сигналов, поступающих в мозг.
Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо и вся система слуха формируется к 5 месяцам.
Если отец регулярно разговаривает с ребенком во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети узнают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Плод также воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Он избирательно реагирует на программу. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его. Что касается рок - музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода. Таким образом, они должны слушать иную, более структурированную музыку.
Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.
Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин.
Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения.
Было выявлено наличие еще одного существенного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.
С конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту. Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины, когда грустит или тревожится гормоны стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок. Маленький зародыш, конечно, еще неосознанно воспринимает эти сигналы, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся; с радостью или тревогой, спокойствием или страхом. Отношение матери, место, которое занимает малыш в ее сердце, напрямую влияет на его рост, развитие, ощущение своего места в мире. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно, только мать, пропуская их через себя, допускает или нет их воздействие на ребенка. Сильные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку, наоборот, гормональные перестройки, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет освободиться от них.
Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности необходимо для формирования здоровой психики ребенка.
У новорожденного есть полный набор автоматических реакций так называемых безусловных рефлексов (защитный рефлекс, рефлекс ползания, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинзона).
Существуют также совершенно необходимые для жизни рефлексы: дыхательный рефлекс, рефлекс сосания и некоторые другие.
Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно из этих зачатков, как писал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека.
Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», как утверждали рефлексологически настроенные психологи, но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся
в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования ребенка.
Признание указанных потребностей требует признания у младенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый комплекс оживления) и так далее.
Следовательно, содержание психической жизни детей первого года жизни характеризуются сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Тот факт, что самыми злементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой ориентации). Однако на протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.
В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться («кристаллизироваться») в предметах окружающей действительности. В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении, соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями. Таким образом, и это надо особенно подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам. Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям.
Беспомощность младенца и отсутствие у него внеситуативных (внутренних, но не органических) побуждений определяют и поведение взрослых по отношению к детям этого возраста. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания, прогулок. У годовалых детей, как правило, не спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.
Кормление грудью
Кормление грудью - это не только питание, которое обеспечивает ему начало жизни без болезней, хорошее развитие его сил и ума, но и воспитание любовного, доверительного отношения к родной матери, к другим людям. А в младенце - девочке это еще и воспитание материнского инстинкта, который не является врожденным. Опыты с обезьянами супругов Харлоу и Суоми показали, что ожидает детей, выросших без мам.
Пытаясь найти у обезьянок макак тот возраст, когда они легче всего поддаются дрессировке, детенышей отлучали от матерей для проведения опытов. Но для маленьких обезьянок каждое такое расставание с матерью становилось трагедией: они не только плохо обучались, но и останавливались в своем психическом развитии. Пришлось начать новый эксперимент, в котором детенышей отбирали от матерей сразу после рождения. Их помещали в отдельные комнаты и в каждой поставили кресло с мохнатой обивкой, похожей на шерсть матери. В спинке кресла была укреплена бутылка с соской, куда наливали молоко. Обучению и опытам ученых мамы детенышей теперь не мешали, и все шло успешно, но когда кресло вдруг уносили из комнаты, то маленькая обезьянка ложилась на пол, туда, где оно стояло, и, казалось, горько плакала, схватившись за голову обеими лапками. Стоило же вернуть кресло на место, как она прыгала на него, крепко впивалась в мохнатую обшивку и долго не покидала его, словно боясь новой разлуки.
Закончив эксперимент, выросших без мам обезьянок выпустили в общее стадо. Шло время, а они в отличие от всех других самок не давали потомства. Их тогда взяли из стада и рассадили в отдельные клетки с самцами. Но они и тут, как и в стаде, не давали потомства, и только искусственное оплодотворение позволило им родить детенышей. Но материнский инстинкт в них так и не пробудился. Одна оторвала руку своему новорожденному, вторая раскусила голову, как кокосовый орех...
Чем раньше ребенок будет отлучен от груди, тем больше он будет предрасположен к неконтактности, бесчувственности, одиночеству.
Общение и развитие речи.
Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общ